Паук-вампир определяет свою жертву по брюшку и антеннам

Пауки-вампиры - Evarcha culicivora, представители семейства пауков-скакунов, получили своё название за то, что предпочитают питаться самками малярийных комаров (Anopheles gambiae) насосавшимися крови. Исследователи выяснили, что эти пауки способны не только отличить малярийных комаров от других видов, но также отличить питательную самку с кровью от менее питательного самца, питающегося нектаром. И определять их они могут как по раздувшемуся после еды брюшку насекомого, так и по их антеннам.

Пауки-вампиры

Пауки-скакуны Evarcha culicivora обитают в Африке и предпочитают селиться поблизости от человеческого жилья. Поедая переносчиков малярии, они выполняют полезную функцию для человека, хотя и в очень небольших масштабах.

Как известно пауки-скакуны обладают хорошим зрением, что помогает им точно рассчитывать расстояние до добычи, перед нападением. Но пауки данного вида с помощью своего зрения могу не только оценивать расстояние до добычи, но и определять A. gambiae среди прочих москитов, а также в состоянии отличить самку от самцов. Отличить малярийных комаров от других можно по следующему признаку: A. gambiae держат тело под углом в 45 градусов, тогда как остальные москиты располагают его параллельно поверхности, на которой сидят. Но по каким признакам пауки отличают самок от самцов?

Несколько лет назад биологи из Кентерберийского университета (Новая Зеландия) и Международного центра по изучению физиологии и экологии насекомых (Найроби, Кения) показали, что пауки распознают напившихся крови самок по запаху и по внешнему виду. Но до сих пор было непонятно, что именно во внешнем виде самок может служить ключевым признаком для определения. Теперь эта же группа учёных попытались выяснить этот вопрос.

Учёные предположили, что паук может распознавать комариную самку либо по раздувшемуся красному брюшку либо по тонким, неопушенным антеннам (у самцов они напротив, сильно опушены). В своих экспериментах исследователи использовали комаров-франкенштейнов, то есть комаров, состоящих из разных частей тела разных особей. Например, голову и грудь они брали от самки комара, а брюшко — от самца, и наоборот. Разные части склеивали прозрачным клеем, и такую приманку сажали на кусочек пробки, придавая насекомому максимально естественную позу.

В целом пауки предпочитали натуральных самок, причём они могли отличить самку с кровью внутри от самки, брюшко которой было заполнено сахарным сиропом. Интересно, что красное и большое брюшко играло решающую роль при выборе приманки. То есть если пауку предлагалось выбрать между разной формой и цветом брюшка, паук выбирал брюшко с кровью независимо от формы антенн. Если же предлагалось выбрать между опушенными и неопушенными антеннами при наличии брюшка наполненного сиропом, паук был нерешителен, и выбирал то одну, то другую приманку. Но если предстояло выбрать между опушенными и неопушенными антеннами при наличии брюшка с кровью, паук выбирал насекомых с неопушенными антеннами, характерных для самок.

Затем учёные провели ещё серию экспериментов, где пауки могли видеть свою добычу лишь частично.

Результаты этих экспериментов показали, что охотничье поведение пауков данного вида достаточно пластично и зависит от ситуации. Так, если паук видел комара целиком, то красное брюшко для него было самым убедительным сигналом — он уже мог не обращать внимания на другие признаки, такие как степень опушенности антенн. Если паук не видел брюшка, а только антенны (что вполне может происходить в природе), то он обращал внимание на неопушенные антенны самки, хотя их обладательница могла быть голодна или поела сахара. Кстати, когда паукам предлагали выбрать между самцом комара и самкой, напившейся сиропа, пауки оказывали предпочтение последним. Пауки оказывались в замешательстве в тех случаях, когда предъявляемая модель была неестественной, например, когда антенны самца сочетались с большим брюшком самки. Вполне возможно, что в данном случае получаемый стимул не соответствовал врожденному шаблону восприятия E. сulicivora.

Учёные были поражены тем, что эти пауки могут определять своих жертв по столь малозаметным признакам, таким как антенны. Похоже E. сulicivora обязаны этим их превосходным зрением, которое свойственно также и другим паукам-скакунам. Исходя из данных по другим видам этих пауков, авторы подсчитали, что сетчатка главных глаз E. сulicivora состоит примерно из 1000 рецепторов. Кроме того, почти все пауки-скакуны могут поворачивать главными глазами с помощью глазных мышц. Если потенциальная жертва попадает в поле зрение боковых глаз паука, то тот поворачивается и начинает приближаться к жертве, «всматриваясь» в нее уже подвижными главными глазами.

В будущем авторы работы хотят выяснить куда более сложную задачу: как паук оценивает пригодность комара в пищу — одновременно схватывая все признаки или последовательно сверяя с неким контрольным списком у себя в мозгу.

Работа учёных опубликована в Journal of Experimental Biology.